Программа дошкольного образования "Из детства в отрочество"

|
Из детства — в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. Авторы: Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.
В название программы "Из детства — в отрочество" авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами.
|
Общеизвестно, что детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Период отрочества закрепляет достижения детства и использует их. При этом педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых, воспитывающих ребенка и в детстве и в отрочестве, в первую очередь зависит, как будет протекать его развитие в самом трудном подростковом возрасте. Общеизвестно, что правильно построить взаимоотношения с подростком трудно, а зачастую - невозможно, если они не сложились гораздо раньше, в детстве.
Путь из детства в отрочество ребенок проходит с родителями, воспитателями и учителями начальной школы.
Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Как следствие, в дальнейшем будет полностью исключено традиционное положение дел, когда родителям отводится роль восхищенного зрителя, комментатора или болельщика, с тревогой ожидающего очередного результата.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:
- Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
- Относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо его сравнивать с другими детьми. Главное - не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию.
- Знать его сильные и слабые стороны и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в самосознании ребенка не произойдет драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе - неумеха).
- Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.
- Понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы ребенок сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого с ребенком должны быть хорошие, доверительные отношения и искреннее желание участвовать в его делах, радостях и горестях.
В итоге общение с учителем как в начальной, так и в средней школе не вызывает затруднений у родителей. Они готовы к диалогу. Умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его. Понимание родителями процессов и своевременное вмешательство в них позволит решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребенка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии.
Все это становится возможным лишь в условиях полного, взаимного доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной основе не с каждым участником этого процесса отдельно – родителем, педагогом, учителем, а поступательно со всеми вместе.
Для того чтобы осуществить эту работу необходима специальная программа, в которой были бы представлены цели и задачи для родителей и педагогов на каждом возрастном этапе и определены пути их взаимодействия.
Общеизвестно, что в мире нет двух одинаковых детей. У каждого ребенка есть свои особенности, свои условия жизни, свой маленький, но жизненный путь, наложивший печать на его развитие, - свои сильные и слабые стороны. Очевидно, что поэтому и не могут быть созданы универсальные советы и рекомендации для родителей и педагогов.
Однако, на фоне индивидуальных особенностей у каждого возрастного периода много общего. Тщательно изучая ребенка, детские психологи установили общие закономерности его психического развития. Благодаря этому, стало возможным на научной основе руководить этим процессом.
Разумеется, что с этим «богатством» должны быть ознакомлены родители и педагоги и желательно вовремя и одновременно.
В программе «Из детства - в отрочество» авторы попытались решить эту задачу и предоставили возможность образовательным учреждениям взаимодействовать с семьей на основе современных научных, психолого-педагогических требований к развитию, воспитанию и образованию ребенка, изложенных в единой программе для родителей и педагогов.
Программа «Из детства в отрочество» - комплексная и включает все основные направления развития ребенка. Программа охватывает возрастной период от 1 года до 7 лет.
В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум взаимосвязанным направлениям - «Здоровье» и «Развитие».
Каждое направление имеет вводную и основную часть. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель - привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам, связанным со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием, своевременным и полноценным психическим развитием и подготовкой к школе.
В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Первое направление программы под названием «Здоровье» обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие.
Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его дальнейшего оздоровления.
Второе направление программы «Развитие» – нацелено на :
развитие личности ребенка, его творческих способностей;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
формирование творческого воображения;
развитие любознательности, как основы познавательной активности и многое другое.
Авторы программы понимают, что у родителей нет сил, времени и навыка работы с большим по объему научным трудом. Поэтому они постарались в программе как можно короче и доступнее изложить только те положения, которые являются решающими для здоровья и развития ребенка.
Мы, педагоги детского сада, рекомендуем Вам прочитать программу полностью. Таким образом, Вы лучше начнете понимать своего ребенка и мы вместе сможем помогать ребенку идти по детству с самыми лучшими эмоциями и получать очень важные знания, которые формируют личность на всю его жизнь.
|